Умный поезд собирают из элементов

Перспективной целью ОАО «РЖД» может стать создание умного поезда, который мог бы самостоятельно считывать сигналы от напольной инфраструктуры и передавать данные о своём состоянии. Теоретически он мог бы появиться уже года через два, потому что все элементы для него в отдельности имеются. Но для этого необходимо поставить глобальную задачу, в которую вовлечь как ОАО «РЖД», так и частный бизнес.

Умный поезд собирают из элементов

Как заметил начальник Управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры Валерий Аношкин, «цифровизация призвана решать те задачи, которые мы сами для себя определяем». В данном случае цель состоит в том, чтобы создать комплексную российскую систему управления движением поездами с минимальными интервалами, которая способна значительно повысить пропускную способность существующей сети железных дорог.
«Понятно, как создать эту систему. Даже есть все её элементы, часть которых хорошо проработана и готова к тиражированию, часть ещё нуждается в некоторой проработке, – сообщил Валерий Аношкин. – Есть базовые средства технической централизации, комплекс напольных технических средств».

По его словам, есть все возможности получить эффект от теории интервального регулирования на базе рельсовых цепей, которая уже используется на БАМе и на линии Журавка – Миллерово. Однако для этого речь должна идти о целых полигонах, потому что все проблемы ОАО «РЖД» имеет как раз от рассогласованности технических систем на длинных маршрутах. Для того чтобы создать комплексную систему управления, нужно ещё поработать над системой радиоблокировки, которую предстоит по сути превратить в систему обработки данных. Нужно автоматизировать процессы пропуска на станциях, потому что дежурные просто не смогут сами регулировать поезда. Система должна работать без человека.

При этом необходимо вводить термин «умный поезд», потому что существующий ныне «умный локомотив» не отражает того, что предстоит сделать. На всякой подвижной единице необходимо установить устройство, которое бы обеспечивало контроль его состояния и интегрировалось в общую систему со своими данными. То есть поезд должен стать Интернетом вещей, который бы контактировал с дорожной инфраструктурой. Однако пока такие задачи производителям подвижного состава не поставлены.

По итогам обсуждения Валерий Аношкин сделал заключение, что, пожалуй, понадобится больше времени, чем два года, чтобы создать умный поезд, поскольку по отдельным вопросам действительно получается довольно оптимистичная картина, но частности пока не складываются. «Не хватает постановки единой задачи и контроля над её реализацией, – отметил Валерий Аношкин. – По каждому вопросу можно рассказывать, как мы будем получать дополнительные эффекты и на какую целевую задачу всё это нацелено. Нужно ранжировать задачи, определить функции каждого из блоков».

Источник: Гудок