Выступая на одной из экспертных дискуссий международной конференции «Инновации для корпораций» в Технопарке «Сколково», начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Зажигалкин заявил, что ОАО «РЖД» готово заняться проектами по созданию и внедрению в транспортную сеть вакуумных поездов и поездов на магнитной подушке. По словам начальника Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александра Зажигалкина, пока что в ОАО «РЖД» настороженно относятся к таким технологиям высокоскоростного передвижения. «Сейчас мы рассматриваем эти инициативы в большей степени как спекулятивные, многие вопросы технологически не решены», - сказал Александр Зажигалкин.
Также он отметил, что оба проекта при условии отработки всех технологических вопросов и решения проблемы безопасности могут «выстрелить» в России через 15-20 лет. Кроме того, он отметил важность координационной роли государства в этом процессе. Как уже сообщал Gudok.ru, в январе 2017 года в Министерстве транспорта России была создана рабочая группа «Развитие технологии Hyperloop в транспортном комплексе Российской Федерации». Соответствующее распоряжение подписал Максим Соколов, являвшийся в тот период министром транспорта РФ. Председателем рабочей группы был назначен Алексей Цыденов, в тот момент занимавший пост заместителя министра транспорта и курировавший отрасль железнодорожных перевозок.
В состав группы вошли представители Минтранса России, Федеральной таможенной службы, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, ОАО «РЖД», Группы «Сумма», венчурного фонда Caspian VC, являющегося соинвестором компании, а также Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II, МФТИ и МГТУ. В данный момент рабочую группу возглавляет заместитель министра транспорта Алан Лушников. Технология Hyperloop («гиперпетля»), придуманная Илоном Маском, предполагает максимальную на сегодняшний день для наземного транспорта скорость передвижения.
Идея Маска заключается в том, что в трубах диаметром 6,8 метра над поверхностью земли, в которых поддерживается технический вакуум, с интервалами не более 30 секунд и скоростью до 1220 км/ч будут передвигаться капсулы с пассажирами или грузами. В движение капсулу будет приводить линейный электродвигатель. При этом капсула не будет касаться стенок трубы, поскольку вентилятор в носовой части будет использовать остаточный воздух для создания эффекта воздушной подушки. Капсула длиной около 21 метра способна перевозить 2 стандартных двадцатифунтовых контейнера. Погрузка-разгрузка капсулы, как ожидается, будет занимать не более 15 минут. Масса капсулы вместе с грузом составит около 30 тонн.
«Пятый вид транспорта» может перемещать капсулы объемом 2-4 TEU по вакуумной трубе. 11 мая 2016 года в Неваде успешно прошли испытания силовой установки для будущего вакуумного поезда Hyperloop. В ходе испытаний прототип за 1,1 секунды достиг скорости 187 км/ч. В четвертом квартале 2016 года в штате Невада планируется полномасштабный запуск первой капсулы на полноразмерном трехкилометровом участке дороги. В настоящее время проектом по разработке и внедрению технологии вакуумного поезда занимаются две частные компании: Hyperloop One и Hyperloop Transportation Technologies. Компания Hyperloop One планирует построить функционирующую систему передвижения данного типа к 2020 году.
В феврале 2015 Hyperloop One получила от инвесторов, в числе которых был Caspian VC Partners, 11,1 миллиона долларов. В мае в рамках нового раунда инвестиций, в котором также участвовал CVC, проект Илона Маска привлек 80 миллионов долларов. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) в июне объявил о вложениях в компанию Hyperloop One. Средства РФПИ направлены в Hyperloop One в рамках раунда финансирования серии B, закрытого в апреле 2016 года. Вместе с РФПИ в этом раунде приняли участие другие инвесторы, в том числе Sherpa Ventures, Formation8, ZhenFund, 137 Ventures, Khosla Ventures, Fast Digital, Western Technology Investment (WTI), GE Ventures. Также в число инвесторов вошла французская железнодорожная компания SNCF.
В июне 2016 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) меморандум с Hyperloop One подписали группа «Сумма» и власти Москвы. Документ предусматривает создание концепции транспортных маршрутов в столичном регионе с использованием скоростных вакуумных поездов. В январе 2016 года компания Hyperloop Transport Technologies - конкурент созданной Маском Hyperloop One – также анонсировала возможный запуск сверхскоростного поезда в России.
Главный исполнительный директор проекта компании Бибоп Греста рассказал, что в России нашелся частный инвестор, который заинтересован в реализации проекта по созданию скоростной линии между Москвой и Санкт-Петербургом. Вакуумные трубы, по которым будет передвигаться поезд, построят над поверхностью земли. Двигатели будут располагаться не в самом поезде, а в рельсах на расстоянии 50-70 км друг от друга. Максимальная скорость поезда - 1200 км/ч, а средняя — около 965 км/ч. Таким образом, теоретически, расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом, которое составляет около 720 км, пассажиры Hyperloop преодолеют за 45 минут.
Источник: Гудок