ОАО «РЖД» прогнозирует скорое появление поездов Hyperloop и «магнитных» вагонов в РФ

Выступая на одной из экспертных дискуссий международной конференции «Инновации для корпораций» в Технопарке «Сколково», начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Зажигалкин заявил, что ОАО «РЖД» готово заняться проектами по созданию и внедрению в транспортную сеть вакуумных поездов и поездов на магнитной подушке. По словам начальника Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александра Зажигалкина, пока что в ОАО «РЖД» настороженно относятся к таким технологиям высокоскоростного передвижения. «Сейчас мы рассматриваем эти инициативы в большей степени как спекулятивные, многие вопросы технологически не решены», - сказал Александр Зажигалкин.

ОАО «РЖД» прогнозирует скорое появление поездов Hyperloop и «магнитных» вагонов в РФ

Также он отметил, что оба проекта при условии отработки всех технологических вопросов и решения проблемы безопасности могут «выстрелить» в России через 15-20 лет. Кроме того, он отметил важность координационной роли государства в этом процессе. Как уже сообщал Gudok.ru, в январе 2017 года в Министерстве транспорта России была создана рабочая группа «Развитие технологии Hyperloop в транспортном комплексе Российской Федерации». Соответствующее распоряжение подписал Максим Соколов, являвшийся в тот период министром транспорта РФ. Председателем рабочей группы был назначен Алексей Цыденов, в тот момент занимавший пост заместителя министра транспорта и курировавший отрасль железнодорожных перевозок.

В состав группы вошли представители Минтранса России, Федеральной таможенной службы, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, ОАО «РЖД», Группы «Сумма», венчурного фонда Caspian VC, являющегося соинвестором компании, а также Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II, МФТИ и МГТУ. В данный момент рабочую группу возглавляет заместитель министра транспорта Алан Лушников. Технология Hyperloop («гиперпетля»), придуманная Илоном Маском, предполагает максимальную на сегодняшний день для наземного транспорта скорость передвижения.

ОАО «РЖД» прогнозирует скорое появление поездов Hyperloop и «магнитных» вагонов в РФ

Идея Маска заключается в том, что в трубах диаметром 6,8 метра над поверхностью земли, в которых поддерживается технический вакуум, с интервалами не более 30 секунд и скоростью до 1220 км/ч будут передвигаться капсулы с пассажирами или грузами. В движение капсулу будет приводить линейный электродвигатель. При этом капсула не будет касаться стенок трубы, поскольку вентилятор в носовой части будет использовать остаточный воздух для создания эффекта воздушной подушки. Капсула длиной около 21 метра способна перевозить 2 стандартных двадцатифунтовых контейнера. Погрузка-разгрузка капсулы, как ожидается, будет занимать не более 15 минут. Масса капсулы вместе с грузом составит около 30 тонн.

«Пятый вид транспорта» может перемещать капсулы объемом 2-4 TEU по вакуумной трубе. 11 мая 2016 года в Неваде успешно прошли испытания силовой установки для будущего вакуумного поезда Hyperloop. В ходе испытаний прототип за 1,1 секунды достиг скорости 187 км/ч. В четвертом квартале 2016 года в штате Невада планируется полномасштабный запуск первой капсулы на полноразмерном трехкилометровом участке дороги. В настоящее время проектом по разработке и внедрению технологии вакуумного поезда занимаются две частные компании: Hyperloop One и Hyperloop Transportation Technologies. Компания Hyperloop One планирует построить функционирующую систему передвижения данного типа к 2020 году.

В феврале 2015 Hyperloop One получила от инвесторов, в числе которых был Caspian VC Partners, 11,1 миллиона долларов. В мае в рамках нового раунда инвестиций, в котором также участвовал CVC, проект Илона Маска привлек 80 миллионов долларов. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) в июне объявил о вложениях в компанию Hyperloop One. Средства РФПИ направлены в Hyperloop One в рамках раунда финансирования серии B, закрытого в апреле 2016 года. Вместе с РФПИ в этом раунде приняли участие другие инвесторы, в том числе Sherpa Ventures, Formation8, ZhenFund, 137 Ventures, Khosla Ventures, Fast Digital, Western Technology Investment (WTI), GE Ventures. Также в число инвесторов вошла французская железнодорожная компания SNCF.

ОАО «РЖД» прогнозирует скорое появление поездов Hyperloop и «магнитных» вагонов в РФ

В июне 2016 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) меморандум с Hyperloop One подписали группа «Сумма» и власти Москвы. Документ предусматривает создание концепции транспортных маршрутов в столичном регионе с использованием скоростных вакуумных поездов. В январе 2016 года компания Hyperloop Transport Technologies - конкурент созданной Маском Hyperloop One – также анонсировала возможный запуск сверхскоростного поезда в России.

Главный исполнительный директор проекта компании Бибоп Греста рассказал, что в России нашелся частный инвестор, который заинтересован в реализации проекта по созданию скоростной линии между Москвой и Санкт-Петербургом. Вакуумные трубы, по которым будет передвигаться поезд, построят над поверхностью земли. Двигатели будут располагаться не в самом поезде, а в рельсах на расстоянии 50-70 км друг от друга. Максимальная скорость поезда - 1200 км/ч, а средняя — около 965 км/ч. Таким образом, теоретически, расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом, которое составляет около 720 км, пассажиры Hyperloop преодолеют за 45 минут.

Источник: Гудок