РЖД может отдать ТМХ контракт на покупку более 3,7 тыс. пассажирских вагонов на 237 млрд руб.

«Дочка» ОАО «Российские железные дороги» - АО «Федеральная пассажирская Компания» (ФПК) - готовится к заключению контракта на закупку у ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (MOEX: TVAG) (ТВЗ, входит в ТМХ) в течение семи лет более 3,7 тыс. пассажирских вагонов, пишет в четверг газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источник знакомый с ходом переговоров.

РЖД может отдать ТМХ контракт на покупку более 3,7 тыс. пассажирских вагонов на 237 млрд руб.

Стоимость контракта на закупку пассажирских вагонов в количестве 3731 ед. составляет 237 млрд руб., в том числе 186 млрд руб. собственных и заемных средств и 51,4 млрд руб. взноса ОАО «РЖД» в капитал ФПК, отмечает издание. По словам источника газеты, ТВЗ выбран единственным поставщиком, хотя были и альтернативные предложения - в частности, от испанской Talgo и швейцарской Stadler. Talgo предоставила гораздо более низкую индикативную цену на двухэтажные вагоны с пневмоподвеской и централизованным электроснабжением: 70-80 млн руб. против 87-120 млн руб. за штуку у ТМХ. Но Talgo готова давать гарантии локализации только в Таможенном союзе (ТС), пусть и с правом экспорта, и только на 50%, а ТМХ обещает локализовать вагоны на 85% в России. При этом, по его словам, контракт предполагает локализацию в РФ всех типов вагонов на 75-85%. В ФПК «Коммерсанту» сообщили, что обновление парка - ключевая задача, ежегодно компания направляет на это порядка 40 млрд руб., заменяя свыше 1 тыс. единиц подвижного состава. «Учитывая объем закупок, ФПК заинтересована в долгосрочных соглашениях с отечественными производителями, - сообщили в компании. - Контракт предусматривает закупку до 3,7 тыс. вагонов новых типов повышенного комфорта».

В ТВЗ газете подтвердили готовность обеспечить выпуск свыше 3,5 тыс. вагонов. Один из источников «Коммерсанта» уточнил, что совет директоров ОАО «РЖД» должен определить позицию по голосованию на внеочередном собрании акционеров ФПК, где и планируется одобрить сделку. Другой собеседник издания говорит, что заседание состоится на днях. По данным газеты, 2645 вагонов - это одно- и двухэтажные существующие модели и новые одноэтажные вагоны с люлечной тележкой и автономным электроснабжением, на них сформируют твердый заказ. Остальные модели еще разрабатываются, их заказ «опционален»: одно- и двухэтажные вагоны с пневмоподвеской и централизованным электроснабжением, вагоны локомотивной тяги, а также автономный подвижной состав с тяговыми головными вагонами или распределенной тягой, который позволит обойтись без локомотивов. Договор может быть прекращен ФПК при введении НДС на перевозки в дальнем следовании выше 5% и при падении госсубсидий ниже 7 млрд руб. НДС с 2017 года обнулен до 2030 года - для обеспечения закупок парка, но размер субсидий ФПК, компенсирующих убыток от перевозок в плацкартных и общих вагонах, неоднократно был предметом спора между ведомствами.

РЖД может отдать ТМХ контракт на покупку более 3,7 тыс. пассажирских вагонов на 237 млрд руб.

В долгосрочной программе развития (ДПР) ОАО «РЖД» до 2025 учтена ежегодная субсидия в 8,5 млрд руб., отмечает газета. Заключению договора с ТМХ предшествовало поручение президента от 10 января 2018 года по «долгосрочной и сбалансированной» загрузке ТВЗ. Предполагается, что договор с ФПК приведет к росту загрузки вагоностроения РФ в 2019-2025 годах на 50% по отношению к 2016-2017 годам. Но другим заводам в сегменте теперь претендовать уже просто не на что: в ДПР стоит закупка 4287 пассажирских вагонов, а предельный бюджет в стратегии развития ФПК до 2030 года на 2019-2015 годы - как раз 237 млрд руб. По мнению главы глава «Infoline Аналитики» Михаила Бурмистрова, иностранцы могли бы рассчитывать на опциональную часть контракта, если бы не требования по локализации. В итоге, полагает эксперт, перспективы у них остаются лишь в партнерстве с ТМХ по комплектующим. Но локализация может быть не единственной причиной выбора ТМХ. Как говорит один из источников газеты, речь идет о расширении эксплуатации двухэтажных поездов и развитии перевозок на направлении Центр-Юг. Другой собеседник издания уточняет, часть вагонов может пойти на сообщение с Крымом, направление планируют открыть в конце 2019 года, пустив десять пар поездов, в том числе двухэтажных. Впрочем, еще один источник издания отмечает, что ФПК закупает у ТВЗ вагоны без конкретизации направлений эксплуатации.

Как сообщалось, ФПК планировала до конца 2018 года заключить контракт на покупку 5 тыс. вагонов на 237 млрд руб. "Мы ориентируемся на отечественного производителя, и мы предъявляем достаточно высокие требования по уровню локализации. Доля отечественных комплектующих в цене итогового продукта - для нас это принципиальный вопрос, поэтому и с группой ТМХ, и с «Уральскими локомотивами» мы ведем диалог именно в этом ключе", - говорил глава ФПК Петр Иванов на сентябрьском форуме в Сочи. По его словам, компания согласовала с РЖД дополнительные инвестиции в уставный фонд ФПК и ковенанты по привлечению кредитных ресурсов и увеличению кредитной нагрузки. «Потому что мы будем с открытого рынка привлекать средства для приобретения подвижного состава, но вопрос конкретных технических требований находится в стадии окончательной проработки и согласования», - говорил он. По словам П.Иванова, окончательная комплектация вагонов этой закупки может меняться. ФПК планирует ежегодно адаптировать стратегию приобретения подвижного состава в зависимости от рыночных условий, уточнял глава ФПК.

Источник: Интерфакс, 10 января 2019