Электрооборудование вагонов РЖД

Когда мы пользуемся услугами российской железной дороги, то не обращаем внимания, как много работает электрических приборов во время поездки. На самом деле, электрооборудование вагонов РЖД – это важнейшая система всего поезда, без которой невозможно совершить даже простейшее действие. От него зависит и слаженная работа других элементов и устройств.

Электрооборудование вагонов РЖД влияет на функциональность всех приборов, которые работают от источника энергии. Обогрев вагона зимой и вентиляция для прохладного воздуха летом, связь проводника с пассажирами и начальником поезда, нагревательные приборы, приготовление пищи и кипячение, хранение продуктов питания, подсветка, элементы индикации и приборы безопасности.

Электрооборудование вагонов РЖД

Виды систем электроснабжения в вагоне

Электрооборудование вагонов РЖД и его основные типы источника энергии:

  • Централизованная система – все вагоны в поездном составе получают электроэнергию в одном месте от главного источника тока.
  • Автономная система – каждая единица подвижного состава имеет отдельный источник тока, поэтому при отцепке одного вагона это не сказывается на работе всего состава.

Чаще всего можно встретить поезда с автономной системой, но иногда используется и смешанное электроснабжение.

Термины электроснабжения вагонов:

  • Генератор – главный поставщик электроэнергии, приходит в движение при скорости от 30-км/ч и подает электрический ток на потребители вагонов и на заряд аккумулятора.
  • Потребители – все, что работает в поезде от электричества, то есть активируется от источника электротока.
  • Аккумуляторная батарея – источник резервного питания, все приборы потребляют электрический ток от аккумулятора во время остановки поезда, при разгоне и аварийной ситуации.

Электрооборудование вагонов РЖД

Электрооборудование вагонов и их типы

По месту нахождения электрооборудование вагонов РЖД можно разделить на две основные группы – это под вагоном и с внутренним расположением. Под вагоном находятся источники электрического тока, соединяющие и защитные приборы, магистрали – высоковольтные, низковольтные и с электропневматическим тормозом. Также под вагоном находятся потребители энергии, которые не могут быть размещены во внутренней части – это генераторы, аккумуляторные батареи, предохранители, обогреватели труб и многое другое.

Внутри вагона размещается большая часть поглотителей электроэнергии, а также все приборы, необходимые для обеспечения комфорта пассажиров и удобства проводников. К ним относятся сигнализационные приборы, источники света, нагревательные элементы, двигатель вентиляционного устройства, пульт управления и др.

Электрооборудование вагонов РЖД

Функционал вагонного электрооборудования – виды:

  • Осветительные приборы – лампы накаливания и люминесцентные лампы.
  • Электрические приводы – вентиляторы, насосы, компрессоры.
  • Электронагревательные устройства – электрическая печь и нагреватель воздуха.
  • Приборы с автоматической регулировкой электроэнергии – ограничитель тока, регулятор напряжения.
  • Аппаратура для запуска и отключения электрических источников.
  • Радиоустройства и приборы для сигнальных оповещений.

Особое место в электрооборудовании вагонов РЖД отводится освещению. Светильники для транспорта бывают встраиваемые и накладные в зависимости от способа расположения. По месту нахождения освещение может быть предназначено для пассажирских мест, технических помещений, освещения кабины машинистов, тамбуров и силовых шкафов. Большинство электрических ламп имеют дневной, вечерний и ночной режим работы, а также дистанционный режим управления для пассажирских вагонов.

Уход и проверка электрооборудования вагонов

Для повышения срока службы приборов и защиты потери их качества необходимо осуществлять регулярный осмотр и техническую проверку систем вагона. При должном уходе электрооборудование вагонов РЖД будет отличаться надежностью и долговечностью. Также качественные электроприборы положительно влияют и на все другие системы вагона, помогая избегать поломок и аварийных ситуаций.

Виды технических осмотров:

  1. Проводится перед отправкой поезда в рейс, а также каждый день на промежуточных остановках. Рабочая бригада очищает плафоны и светильники от пыли, удаляет перегоревшие предохранители.
  2. Осмотр вагонов перед началом летнего периода до середины мая и перед началом зимы до середины октября. Проводится коррекция электролита в аккумуляторе и установка охлаждения воздуха.
  3. Также каждые полгода осуществляется техосмотр после заводского ремонта силами рабочей бригады – проверяются все узлы и приборы на пригодность, заменяются устаревшие.

Электрооборудование вагонов РЖД должны осматривать как проводники поезда во время остановок и движения состава, так и комплексная бригада в рамках регулярных технических проверок.