Когда мы пользуемся услугами российской железной дороги, то не обращаем внимания, как много работает электрических приборов во время поездки. На самом деле, электрооборудование вагонов РЖД – это важнейшая система всего поезда, без которой невозможно совершить даже простейшее действие. От него зависит и слаженная работа других элементов и устройств.
Электрооборудование вагонов РЖД влияет на функциональность всех приборов, которые работают от источника энергии. Обогрев вагона зимой и вентиляция для прохладного воздуха летом, связь проводника с пассажирами и начальником поезда, нагревательные приборы, приготовление пищи и кипячение, хранение продуктов питания, подсветка, элементы индикации и приборы безопасности.
Электрооборудование вагонов РЖД и его основные типы источника энергии:
Чаще всего можно встретить поезда с автономной системой, но иногда используется и смешанное электроснабжение.
По месту нахождения электрооборудование вагонов РЖД можно разделить на две основные группы – это под вагоном и с внутренним расположением. Под вагоном находятся источники электрического тока, соединяющие и защитные приборы, магистрали – высоковольтные, низковольтные и с электропневматическим тормозом. Также под вагоном находятся потребители энергии, которые не могут быть размещены во внутренней части – это генераторы, аккумуляторные батареи, предохранители, обогреватели труб и многое другое.
Внутри вагона размещается большая часть поглотителей электроэнергии, а также все приборы, необходимые для обеспечения комфорта пассажиров и удобства проводников. К ним относятся сигнализационные приборы, источники света, нагревательные элементы, двигатель вентиляционного устройства, пульт управления и др.
Особое место в электрооборудовании вагонов РЖД отводится освещению. Светильники для транспорта бывают встраиваемые и накладные в зависимости от способа расположения. По месту нахождения освещение может быть предназначено для пассажирских мест, технических помещений, освещения кабины машинистов, тамбуров и силовых шкафов. Большинство электрических ламп имеют дневной, вечерний и ночной режим работы, а также дистанционный режим управления для пассажирских вагонов.
Для повышения срока службы приборов и защиты потери их качества необходимо осуществлять регулярный осмотр и техническую проверку систем вагона. При должном уходе электрооборудование вагонов РЖД будет отличаться надежностью и долговечностью. Также качественные электроприборы положительно влияют и на все другие системы вагона, помогая избегать поломок и аварийных ситуаций.
Электрооборудование вагонов РЖД должны осматривать как проводники поезда во время остановок и движения состава, так и комплексная бригада в рамках регулярных технических проверок.